Все больше убеждаюсь в желании работать именно тем, на кого учусь. В психологии правда много всего интересного, но специальная психология будто тянет свыше. Что-то внутри говорит, что я должна так и никак иначе. Кажется, что я могу что-то сделать.
Но, черт возьми, работать с детьми - значит учить детей. Чему я могу их научить? Я не знаю, наверное, даже одной молекулы во всей жизни. Не то что я сомневаюсь как надо, я почти всегда даже не знаю как можно. Не знаю даже дорожек, перед которыми стою. Я нахожусь на самом простом уровне этой игры. Нет, я только знакомлюсь с правилами и совсем не знаю, дойду ли хоть до первого уровня. Я трогаю вещи, чувствую шероховатость стола, мягкость ткани, гладкость окна и мир наполняется новыми красками. Сенсо-моторный уровень. Предметная деятельность. Я знаю, как включены все эти вещи в жизнь, культурное значение и бла-бла-бла, но...не могу оторваться от взгляда на проплывающие облака, на ровную гладь воды на заливе. Не уверена, можно ли когда-нибудь закончить этим наслаждаться и перейти дальше. Можно ли перестать мысленно проникать в каждую клеточку окружающей живой природы и себя и восхищаться открываемым бесконечным мирам?
Когда я раньше пыталась представить вечность, вселенную, космос у меня неизбежно начинала болеть голова, и я была уверена, что это правильно, что человеку еще просто рано это знать. Рано даже задумываться.
Но бросим на секунду это простейшее восприятие мира органами чувств. Еще меньше я знаю о мире людей. Кроме понимания (и это мое личное достижение), что все разные, я не научилась, пожалуй, ничему. И что я после этого могу рассказать другому? Как помочь ребенку сложить модель того, что ты сам себе не представляешь? Я смотрю на общение людей, на свое общение и в голове крутится: просто скажи правду, не ври себе, не ври собеседнику. Скажи о своих чувствах, скажи о мотивах, воспользуйся языком не только для лжи и ускользания. Я говорю об этом себе и часто слышу изнутри: больно.
Мы говорим не про это. Не про то, что есть. Я выставляю картонный щит, меня бьют пластмассовым мечом, мы прячем головы в игрушечных шлемах.
И я бы очень хотела это понять и осознать, но, боюсь, мне не хватит жизни. Что говорить об объяснении это другим...