Если мне не изменяет память, где-то давно в комментариях затронулась эта тема, и я говорила, что поговрю об этом подробнее. Вот и дошли руки.
Два года назад один взрослый, интеллектуально сохранный и называющий себя преподавателем возрастной психологии и детским психологом(!) человек сказал: телесные наказания допустимы в работе с детьми, но это не значит, что их надо бить, можно просто поставить стул на стол и туда посадить маленького ребенка, сам он оттуда не выйдет.
Тогда я проглотила эту информацию, а когда начала работать.... честно, офигела. Это что за издевательство над личностью ребенка, ты будто говоришь ему: не рыпайся, я все равно тебя сильнее и подавлю физически.
Конечно, нормальные дети и дети особенные нуждаются в разных, на мой взгляд, наказаниях.
Для начала о норме. Если конкретнее, о раннем детстве от 1 до 3, ибо с таким сталкиваюсь.
Ребенка я не наказываю. Во-первых, потому что детеныш воспитался удивительно адекватным. Во-вторых, потому что не знаю, как. Один раз попыталась поставить в угол, ха-ха. Ничего, кроме стресса мне ,ребенку и матери это не принесло. Один раз резко схватила за руки и отволокла в нужное место. Мне было ок, ребенок офигел, но не сильно, но как постоянный способ - мне не понравилось.
Но не наказывать вообще - невозможно, этому должна быть альтернатива. Для меня это: игнорирование и объяснение. Игнор касается криков, скандалов, манипуляций, невыполнения моих обязательных требований (например. режим дня или уборка игрушек). Я тупо продолжаю стоять на своем и вести себя так, будто ничего не происходит.
Объяснение используется во всех ситуациях, когда ребенок владеет собой и можно объяснить, почему его плохое поведение таковым является. Например, чем дольше ты кричишь/не убираешь игрушки, тем меньше мы с тобой будем играть.
Есть еще третий вариант: когда я просто манипулирую. ) "Я не буду с тобой играть, пока ты не уберешь игрушки". То есть ты можешь, конечно, уйти в комнату и играть самостоятельно, но ведь это так скучно, правда?
Теперь о детках особых. Здесь все сложнее в теории и проще на практике. Мы ставим в угол, запираем в туалете, бьем. Я совершенно не против физического наказания таких детей, хоть и сама пользуюсь им с трудом. Шлепок дети и понимают лучше, и.... люди, которые с такими детьми взаимодействовали больше дня, понимают, что нервы взрослого просто не выдерживают, и удар служит разрядкой самого воспитателя. (и пусть меня покарают гуманисты) Проще говоря, если мы пользуемся идеями об условных рефлексах в обучении, мы переносим их и на наказание детей.
Спасибо тем, кто осилил этот текст. Я буду очень рада вашим мнениям, особенно альтернативным.